Затемняющий ND-фильтр HOYA Variable Destiny

В полку моей фототехники прибыло. Сегодня обзавелся еще одним очень удобным акссесуаром гардероба пейзажного фотографа. Это затемняющий фильтр HOYA Variable Density, главной особенностью которого является возможность произвольного изменения плотности затемнения, что дает фотографу дополнительную свободу для творчества. Что же такое затемняющий нейтрально-серый или как принято называть ND (neutral density) фильтр? Фактически это солнезащитные очки для фотоаппарата. Имея абсолютно нейтральный цвет, такие фильтры ослабляют избыточную освещенность снимаемой сцены, что позволяет, например, снимать на более длинных выдержках. Ассортимент таких фильтров на рынке довольно большой, они разнятся по стоимости и соответственно по качеству, критерием которого является отсутствие искажений цвета при использовании фильтра.

ND фильтры условно можно разделить на две группы: круглые с резбовым креплением к объективу и пластинчатые фильтры в виде квадратных или прямоугольных пластинок, устанавливаемых в специальную рамку-держатель. Наиболее известной системой сменных пластинчатых фильтров является ситема Cokin, изобретенная французским фотографом Жаном Кокином. Эту систему я имею на вооружении уже более года и ничего, кроме хорошего, сказать о ней не могу. Она удобна и имеет крайне широкий выбор фильтров-платинок для всевозможных задач, но самый темный ND фильтр, который имеется в линейке Cokin это фильтр ND8 или фильтр с затемнением на 3 стопа. В принципе, в большинстве случаев такого фильтра вполне достаточно, но мне захотелось большего и я обратил внимание на товары других производителей. Изучив предложения, я обнаружил, что кроме ND-фильтров с различной степенью плотности существуют фильтры с переменной плотностью. Причем диапазон степени затемнения таких фильтров довольно приличный от 1 до 9 стопов.

Hoya_Variable

Выводом прочтения всевозможных статей и сравнительных тестов стала покупка фильтра фирмы японской HOYA. Этот фильтр фактически лишен проблем цветового сдвига, хотя и он как и все аналоги страдает перекосами цветов и неравномерностью затемнения на максимальном затемнении. Кроме того, HOYA выгодно отличается качеством исполнения. Ход регулирующего кольца очень плавный, без каких-либо люфтов, да и в целом фильтр выглядит очень добротно.

Зачем это все? Например, для того чтобы снимать бегущую воду и в условиях нормальной освещенности иметь возможность установить выдержку до нескольких секунд. С фильтром ND8 длинную выдержку секунд в 15-20 можно уже только в условиях начинающихся сумерек. В условиях дневного освещения сделать такой снимок уже не получится.

IMG_1579-Edit
ISO 100, f/7.1, 30 sec

Еще примеры использования ND фильтра.


ISO 100, f/11, 0.6 sec

IMG_8304-Edit
ISO 100, f/11, 0.4 sec

P.S. На днях ожидается установление хорошей погоды. Отличный шанс опробовать новинку в деле на съемках Финского залива.

Я на других ресурсах:

а мне родители подарили HOYA ND x400 , как мне его не хватало в Исландии ...Dx8 был светловат, а с четверкой вместе я не рискнула накручивать ....
теперь мечтаю градиентный кокин купить , скажи а какие размеры не попадают на ФФ и ширике в кадр ? и можно его использовать на фишай ?

Edited at 2014-05-14 08:13 (UTC)
На фишай скорее всего не получится. Если надеть и наденется, то конкретно будет влезать в кадр.
У меня Cokin P серии. Чтобы в кадр не влезал приходится снимать на 24мм или большем фокусном, но на 24 уже заметно небольшое виньетирование. Про меньшие фокусные можно забыть. Даже если взять серию большего формата - Z, разница не велика будет. Ширики все же слишком широким углом обладают. Для них лучше использовать круглые ND с тонкой оправой. Например, полярик у меня на 16-35 как раз круглый из профсерии с тонкой оправой. На 16 мм лишь небольшая виньетка.
для полного кадра с возможностью установки ИСО 50 мне вполне хватает ND фильтра 128Х на все желаемые выдержки.

и он дешевле этого чуда.
Интересное приобретение. Такой вопрос, примерно с какой степени затемнения начинаются проблемы с неравномерной плотностью (темный крест?) при съемке на широкий угол на ФФ? Т.е. реально какой максимально рабочий ND в таких случаях?
Почти все ND-переменки страдают похожими грешками: иксят на широкоугольниках при большом затемнении, бывают мылят картинку, с цветопередачей делают нехорошие вещи и даже могут стать причиной потери резкости.. Есть правда Kenko (www.schneideroptics.com/ec..), по многисленным отзывам сформировалось мнение, что огрехов там меньше всего.. но и цена кудается, от 350 бакинских и выше.. и это в штатах, а в европейской части цена покруче будет , надо полагать..

Я давно еще, особо не разобравшись, купил Genus 77mm ND (Neutral Density) Fader Filter



И переходник прикупил для 72мм. В принципе нормуль, только на широким угле иксит при плотном затемнении..