Урок 10. Аспекты настройки баланса белого.

Написать этот короткий и очень простой урок меня побудили собственные наблюдения, полученные в ходе освоения нового в моей практике фотосвета на основе люминесцентных ламп. В первую очередь они затронули особенности настройки баланса белого для съемки с использованием такого освещения. Современные цифровые фотокамеры при съемке с естественным освещением в автоматическом режиме в большинстве случаев неплохо справляются с определением цветовой температуры, но в условиях искусственного освещения они все же пасуют. В результате мы получаем снимки с цветами не совсем такими какими мы их видели в реальности.

IMG_7186-Edit-2

Начнем с короткой теории. Свет, освещающий наш мир неоднороден. Разные источники света имеют разные характеристики. Тот же солнечный свет так же непостоянен и изменяется в течении дня. Для того чтобы систематезировать световые характеристики ввели понятие цветовой температуры, измеряемой в градусах Кельвинах - К. Для того чтобы было понятно, следуя логике измерения цветовой температуры, меньшие значения температуры соответствуют более теплому свету. На примере солнечного света это означает, что начиная с рассвета, когда солнце только показывается из-за горизонта и имеет красно-оранжевый цвет, температура его света составляет примерно 3400К. В зените температура солнечного света увеличивается и составляет уже 5000К. Свет такой температуры в нашем понимании является практически белым. Если продолжать увеличивать температуру, то белый цвет начнет уходить в голубой тон. Например, небо в северных широтах имеет цветовую температуру примерно 15000К. Точно так же объясняется разница в цвете горения например дерева и газа. Температура горения газа намного выше, поэтому мы видим голубые языки пламени. Наш мозг довольно хорошо справляется с определением как цвета предметов так и цветовой температурой. Во многом благодаря встроенному интуитивному цветовому балансу и интуитивному методу сопоставления. Фотокамеры пока не настолько совершенны и поэтому ошибки в определении цветового баланса неизбежны. Но мы можем помочь камере.

Что такое баланс белого? Баланс белого цвета (ББ или в английском варианте White Balance - WB) - настройка цветового отображения относительно идеального белого цвета. В современных камерах есть несколько преустановок, корректирующих ББ в зависимости от условий съемки, но они честно говоря слишком грубые и нормально пользоваться можно лишь предустановкой для импульсного света или фотовспышки. Для более тонкой настройки существует функция ручной настройки ББ, заключающаяся в том, что мы самостоятельно указываем камере какой цвет в теекущих условиях белый и в зависимости от этого камера начинает понимать как должны выглядеть остальные цвета.

Как это выглядит на практике и почему балансу белого уделяется столько внимания я покажу на примере плюшевого мишки, снятого в освещении осветителей со специальными люминесцентными фото лампами. Итак, усадим нашу модель на темно-коричневый диван, чтобы не отвлекать нас лишними деталями. Чтобы было понятно, в оригинале мех у мишки теплого молочного цвета. Съемку мы будем производить поздним вечером, исключающим естественное освещение из окна, а так же с полностью выключенным комнатным освещением. Подсветка производится светильниками с лампами, по заявлению производителя имеющими температуру 5000-5500К, т.е. близкую к полуденному солнечному свету. Делаем снимок камерой в режиме автоматического ББ и получаем такую картинку. Мягко говоря, она заметно отличается от натуральной сцены.

IMG_7187-Edit

Попробуем это исправить ручной настройкой баланса белого. Есть несколько способов такой настройки. Самый простой способ, не требующий никаких подручных средств, это настройка непосредственно по источнику света. Правда он работает в том случае, если вы пользуетесь рассеивателем света, например, фотозонтом. Съемка открытого источника света - непосредственно самой лампы, - не даст желаемого результата. В нашем случае фотозонт имеется и мы его снимаем так, чтобы ничего лишнего в кадр больше не помещалось. Как видите зонт так же как и мишка получился неверного цвета, хотя в реальности он белый.

IMG_6924-Edit-2

Переводим камеру в режим ручной настроки ББ и указываем в качестве источника информации о ББ сделанный нами снимок. Для проверки повторно снимаем зонт. Благодаря сделанной корректировке наша камера стала отображать цвета, отталкиваясь от предоставленной ей информации. Теперь снятый нами зонт стал белым как в реальной жизни.

IMG_6925-Edit

Пробуем снять мишку с новыми настройками. Изменения и здесь на лицо. Можно было бы на этом и закончить. Если бы в качестве источника света у нас были бы галогеновые лампы, то этих действий точно было бы достаточно для правильного отображения цветов. Но в случае с люминесцентными лампами все оказывается сложнее. Люминесцентные лампы излучают незаметный глазу зеленоватый свет, который здорово портит цвета на получившемся снимке. Он кстати заметен на мехе мишки. Что самое неприятное, наиболее пагубное воздействие это зеленое свечение оказывает именно на цвет кожи человека. При этом наблюдается небольшой провал в желтых тонах. Подавить в редакторе такие перекосы в последующем довольно сложно.

IMG_7191-Edit

Для более точной настроки ББ рекомендуется пользоваться так называемой нейтральной серой картой. Они продаются в фотомагазинах. По заверению производителя такие карты имеют идеальный серый цвет и могут быть использованы для точной настроки ББ. В природе существуют различные варианты исполнения серых карт. В моем распоряжении имеется универсальный наборчик включающий кроме непосредственно серой карты еще пару полезных для фотографа инструментов.

IMG_7181-Edit

Снимаем карту настолько близко, чтобы в кадре не было ничего лишнего. Посторонние предметы могут повлиять на правильность отображения цвета и привести к неточной настройке ББ. В таких условиях автофокус камеры скорее всего не сможет сфокусироваться и в зависимости от настроек вашей камеры сделать кадр не получится. Чтобы уйти от этой проблемы достаточно перевести камеру в ручной фокус.

IMG_7183-Edit

Снова снимаем мишку. Цвет снова изменился. Нам удалось избавться от зеленого тона и в целом цвета выглядят очень естественными. Такой способ настройки ББ считается наиболее правильным, если не идеальным, и мы сейчас это подтвердили.

IMG_7186-Edit

Но что делать, если под рукой у вас нет нейтральной серой карты? Есть еще один способ ручной настройки ББ. Это настройка по чистому белому листу. Он является наиболее распространенным способом, но при этом про него нельзя сказать, что он точный. Дело в том, что идеально белой бумаги не существует. Офисная бумага может быть желтоватой, голубоватой, розоватой. Глазом это не всегда заметно, но на фото этот едва заметный тон может оказать влияние. Тем не менее этот способ настройки ББ имеет право на жизнь и за неимением других возможностей им вполне можно пользоваться. К серьезным ошибкам он не приведет. Попробуем это продемонстрировать. Для этого возьмем чистый белый лист бумаги и снимем его точно так же как снимали серую карту. В кадре должен быть только белый лист и ничего более.

IMG_7197-Edit

Снова снимаем нашу модель. Оцениваем результат. Мех мишки выглядит чуть более теплым, чем в случае настройки ББ по серой карте. При этом паразитного зеленого тона не наблюдается. Возможно наш листок был практически идеального белого цвета, но цвета на снимке наиболее близки к оригинальным. Наш мишка в натуре и есть именно такого цвета каким он получился в результате настроки ББ по белому листу. Съемка людей при таких настроках камеры так же дала очень хороший результат. Цвет кожи получается очень натуральным и никаких дополнительных действий по его корректировке в редакторе не требуется. Я продемонстрирую это в следующий раз.

IMG_7200-Edit

Подводя итоги, можно сказать, что эксперименты с люминисцентными источниками света для съемки в домашних условиях привели меня к мнению, что такой свет вполне пригоден для фотосъемки, является хорошим бюджетным решением для домашней фотостудии, но имеет свои тонкости, одна из которых - правильность настройки ББ. Верная настройка ББ серьезно влияет на результат съемки и здорово облегчает последующую обработку фотографий.



Я на других ресурсах:

кстати даже в мануале к никону есть вроде рекомендация про белый лист.

вот если бы так просто было с построением гистограмы снимка )
если бы гистограмму можно было увидеть до снимка, это было бы интересно.
а после снимка её можно глянуть в просмотре. немного помогает, но действительно надо время на множество экспериментов

Edited at 2014-12-24 18:22 (UTC)
фишка классная, по ней в ливвиев можно выставить параметры, а потом уже фокусироваться в обычном режиме.
так и глаз пристрелять можно, я то я целыми косяками потом в корзину отправляю
мне проще потом при проявке рава исправить ББ. впрочем, я практически не снимаю людей. возможно со скинтоном бывают проблемы.
Как оказалось при неверном ББ при съемке в условиях освещения энергосберегайкими вернуть натуральные цвета обработкой рава невероятный гемморой. ))
Если предстоит некая фотосессия, то лучше его настроить.
Если во время съёмки "до кучи" сфотографировать серую карту, то геммороя в итоге меньше, чем в выставлении ББ на камере... В конце концов ББ на камере на РАВ не влияет, а корректировать спокойно сидя за компом куда как приятнее, нет?
Как это? В раве картинка ещё не дебайеризованая - там вообще цветов как таковых нет, откуда же ББ??
Цвета же рав конвертер на компе "создаёт" из данных и указаного ББ. И какая для итоговой картинки разница указывать этот ББ на камере или уже на компе мне непонятно. На компе, очевидно, комфортнее и поиграть можно... А уж выставить ББ пакетно и вовсе не проблема. На фото серой карты выставить и всему сету такой же прописать... Или я не прав?
добавить бы, что серые карты разных производителей - тоже чудят по разному ) и чаще всего самая лучшая СК - подушечка от фотосумки )
но надо проверять. моя - желтит. но иногда очень в тему.
лучше всего оказался пластиковый косяк на балконе. замер по пластику выдает почти 100% попадание. но косяк собой не потащишь, а больше у меня такого пластика нету.
Спасибо за статью, очень интересно и полезно. Раньше снимал с ББ в автомате и пытался довести до ума в Лайтруме, но во многих случаях это не очень помогало.
Пожалуйста. В большинстве случаев снятое на автомате можно потом выкрутить в редакторе. В конце концов в репортажной съемке просто на ручной ББ нет времени, а в пейзажной фотографии этим вообще никто не заморачивается. Метод ручной настройки нужен исключительно для статичных условий.
Почему-то с энергосберегайками такой фокус не получается. Если сначала отснять, а потом крутить, то остается какой-то непонятный зеленоватый тон, с которым почти ничего не сделать. А вот если перед съемкой выровнять ББ, то потом в ЛР жить намного легче.