Лапландия. В каких условиях жили древние саамы. Samiland в Леви.

Саамы - это малочисленный народ финно-угорской группы, корреной народо северной части Европы, который и по сей день населяет самые ее северные территории. Скандинавы называли их Lapper, русские называли их Лопари, отсюда и название Лапландия - "земля лопарей". Примечательно, что Лапландия никогда не была отдельным единым государством. Ее земля разделена между четырьмя странами: Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. Сегодня саамы живут во всех четырех государствах, но корнями и культурой по-прежнему неразрывно связаны между собой. Саамы кочевой народ и это оказало наибольшее влияние на их быт и подходы к строительству жилищ.



То, как жили саммы в давние времена наглядно показывает выставка-музей Samiland под открытым небом, созданный в горнолыжном Леви. Здесь на участке земли площадью 10 000 кв.м. в деталях вооссозданы разные типы жилищ саамов и некоторые их хозяйственные постройки. В зависимости от времени года и потребностей саммы могли жить в разных видах жилищ. Самое распространенное и быстро возводимое из них "кота" - саамский вариант юрты. О нем я уже упоминал в рассказе про катание на собачьих упряжках. Чуть более оседлым домом саамов была "вежа". Принцип построения вежи был схож, но требовал большего труда. Сначала в земле делали небольшое углубление, над которым устанавливали каркас из толстых веток и стволов деревьев - что было под рукой, потом затягивали его шкурами, а затем обкладывали дёрном. Потом устанавливали низкопосаженную деревянную дверь. Так же как и в коте очаг разводили в центре постройки и для выхода дыма так же оставляли отверствие в центре крыши. В среднем на постройку вежи размером 3х3 метра двое мужчин затрачивали около недели. Получалось что-то среднее между землянкой и утепленной юртой.



Такие постройки саамы использовали не только для жилья, но и для хранения продуктов. Принцип строительства погребов-кладовых был точно такой же как и вежи, с той лишь разницей, что в земле вырывалась глубокая яма, которую заполняли снегом и льдом, а дымоход совсем не делали за ненадобностью. Внешне же вежа и погреб практически ничем не отличались.



Еще одним типом хозяйственных построек были небольшие бревенчатые амбары на одной или четырех гладко обструганных ножках. Они использовались летом для хранения рыболовных снастей, шкур и продовольствия. Гладкие стволы деревьев должны были обезопасить амбары от проникновения в них мышей и других расхитителей саамской собственности. Четырехопорные амбары использовались для хранения более крупных предметов, таких как мешки с зерном или мукой, например.

2016-Lapland-002433-Edit-2.jpg

В качестве столбов использовали стволы с корневищами высотой до двух метров, которые служили хорошей опорой постройкам. Поднимались в амбары по деревянной лестнице. Кто знает, возможно эти постройки и стали прообразом избушки Бабы Яги. Ведь все сходится: и избушка на курьих ножках, и окон в ней нет, и жили саамы в глухих местах.

2016-Lapland-002433-Edit-2.jpg

Еще один образец хозяйственных построек саамов - хранилище корма для оленей. Под эту конструкцию из бревен с бревенчатым настилом в качестве крыши набивали траву или веники с листьями. В таком виде запасы были лучше защищены от осадков и дольше сохранялись.



Более капитальные запасы сена или травы хранили в постройках другого типа. Они назывались кладовыми "Силтасуова". Строились они следующим образом. Сначала в землю вкапывались столбы, которые образовывали частокол в виде клетки. На высоте около полутора-двух метров делался настил, на котором сооружалась копна сена для коров. Это делалось для того, чтобы сено не поедали олени, не затаптывали его и не пачкали свои калом. Для оленей заготавливали специальные кормовые веники, которые складывали в пространство под настилом. Частокол из бревен не позволял им съесть все за один раз.







Разумеется, ни одно племя саамов не могло прожить без оленей. С оленем была связана вся жизнь саама. Они были залогом выживания семьи. От оленя получали мясо, шкуры, из которых шили обувь и одежду, из оленьих жил делали прочные нити для шитья. Кости и рога служили для изготовления орудий труда и утвари. Кроме того, олени служили транспортным средством для саама. Летом обычно практиковался свободный выпас оленей. К зиме стадо собирали. Такой порядок сохранился и по настоящее время.

2016-Lapland-002448-Edit.jpg

Смотрите также:
Лапландия. Самый высокий ресторан в Финляндии.
Лапландия. Край вечной ночи и невероятных красок.

Лапландия. Куда идет Лапландский экспресс?
Лапландия. Королевство хрустальных снов. Снежная деревня.
Лапландия. Где на самом деле живет финский Дед Мороз?

Лапландия. Морозное сафари на собачьих упряжках.
Лапландия. Замерзшие, но не сломленные.

Понравилась запись? Расскажи друзьям!


Еще не в друзьях? Добавляйся!



Я на других ресурсах:

Записи из этого журнала по тегу «Финляндия»

Ну это выставка. Она по определению приличная. Если взять реальный быт саамов, то он не такой причесанный, но вполне приличный. Потом, если говорить о севере, тот там где нет людей все хорошо)
Саамы - фактически мои предки. Мой отец родился в Ловозере, а это родина саамов и коми в России, там все сильно переплетается между двумя этими народностями... У меня даже в свидетельстве о рождении написано, что я коми :)
У всех саамов, живущих на севере очень много общего. Когда-то это был один народ, разбросанный на огромной территории. Впрочем он и сейчас один. Ежегодно проводятся международные фестивали, съезды саамов из разных государств. Думаю и наши туда ездят.
Первая фотография - восторг! Мечта. И все остальные, конечно, хороши, и за рассказ спасибо.:) Вообще эта тема очень мне интересна, т.к. в роду тоже есть предки - карело-финны. Очень тянет меня в эти места.