Урок 7. Обработка фотографий средствами Adobe Lightroom 5. Первые шаги.

Цель этого урока, равно как и последующих уроков этого цикла, является помощь новичкам в цифровой фотографии сделать первые шаги в обработке отснятого материала. Разумеется, всегда найдется множество противников программной постобработки снимков, заявляющих, что они борцы за натуральность, но фактически это означает, что они просто не умеют пользоваться Фотошопом или аналогичными программами. Обрабатывать цифровые фотографии можно и нужно, поскольку даже самая совершенная на сегодня камера с дорогой светосильной оптикой не способна передать изображение так, как видит его человеческий глаз. Именно поэтому снимая, к примеру, пейзажные фотографии мы получаем белесые невыразительные снимки, как правило, с пересвеченным небом. Как это исправить? Для этого совсем не нужно быть Богом Фотошопа. Достаточно базовых знаний для работы с прекрасным во всех отношениях программном продуктом Adobe Photoshop Lightroom. Это не Photoshop, хотя в названии это слово и присутствует. Актуальной на сегодняшний день является версия Lightroom 5. Ее мы и рассмотрим.

working_in_lightroom5_title

Прежде чем начать, необходимо сделать маленькую, но очень важную оговорку. Весь фукнционал Lightroom расчитан на работу с фотографиями в формате RAW. Так его называет Canon. У Nikon это NEF, а у SONY - ARW. Аббревиатуры разные, но суть одна. Это изображение в сыром формате без какого либо сжатия, то есть в том виде, в каком его запечатлела матрица фотоаппарата. Благодаря этому в нем содержится информации в разы больше, чем в камерном JPG, что в случае неправильной экспозиции поможет вытянуть информацию из сильно пересвеченных или, наоборот, сильно недоэкспонированных зон. В случае съемки в формате JPG такая информация теряется безвозвратно. Минусом RAW является разве что в 3-4 раза больший размер файла.

Итак, рассмотрим пошагово процесс подготовки фотографии для наиболее распространенного варианта публикаций - размещению в сети интернет. Здесь необходимо сделать ремарку. программа Lightroom принципиально отличается интерфейсом от того же Photoshop тем, что наделена функциями ведения каталога. То есть вы можете закачивать все содержимое вашей флешки разом и затем просматривать, удалять, комбинировать, объединять в каталоги, ставить рейтинги и прочее. Все эти функции доступны во вкладке Library в верхней строке меню. Набор инструментов для обработки изображений находится во вкладке Develop в том же меню. Сюда нам и нужно.

Для демонстрации возможностей Lightroom возьмем вот такой незатейливый пейзаж с простеньким передним планом и довольно выразительным, благодаря облакам, небом. Первое на что следует обратить внимание на разноцветный график в правом верхнем углу экрана. Это называется Гистограмма. Гистограмма позволяет нам оценить правильность экспозиции кадра. Если схематично, то левая часть графика это черный цвет, а правая соответственно белый. Все остальные полутона распределяются между ними. Если график смещен, например, вправо, то это означает переэкспонирование сцены и потери в светлоте. Идеальной или академической гистограммой является форма, в которой мало пикселей в совсем темной зоне и совсем светлой зоне.  Разумеется, нельзя оценивать снимок только по гистограмме. При съемке высококонтрастных сцен неизбежны провалы как в темноту, так и в светлоту и это не всегда ошибка. В нашем случае гистограмма близка к идеальной форме с незначительным смещением в сторону темных тонов. Но корректировать ее пока не стоит.

working_in_lightroom5_01

Следующим очень важным моментом является значение цветовой температуры снимка. Именно от этого фактора зависит правильность отображения цветов и общее восприятие фотографии. Зачастую внутренний датчик камеры не может верно выставить значение баланса белого, а ручная установка во время съемки невозможна, поскольку на эту процедуру просто напросто нет времени. Эту ошибку камеры легко исправить при помощи Lightroom. В блоке Basic инструмент по настройке баланса белого самый первый. Для облегчения работы у него есть несколько готовых шаблонов, которые часто вполне подходят. Кроме того, если на снимке присутствет элемент, который вы с уверенностью можете обозначить как чисто белый, то можно попробовать взять его за основу, ткнув на него инструментом White Balance Selector или "Пипетка". Если и этот вариант не подошел, то всегда можно откорректировать цветовую температуру на глаз. В рассматриваемом примере подходящим вариантом оказался шаблон Daylight.

working_in_lightroom5_02

Lightroom содержит базу наиболее распространенных фотокамер и объективов, может распознать какой аппаратурой сделан конкретный снимок и автоматически сделать небольшие корректировки изображения с учетом особенностей использованной техники, например уменьшить дисторсию объектива или убрать виньетирование. Для этого достаточно поставить галочку Enable Profile Corrections в разделе Lens Corrections.

working_in_lightroom5_03

В большинстве случаев при съемке уличных сцен на снимках можно увидеть явление, называемое "Хроматические аберрации". Это паразитное распадение света, возникающее как правило на резких перепадах темных и светлых тонов, например, на контурах листьев на фоне яркого неба. Исправить этот недостаток с помощью Lightroom можно проще простого. Инструмент для работы с хроматическими аберрациями находится на вкладке Color в разделе Lens Corrections. Чаще всего аберации проявляются в виде контуров пурпурного цвета, реже зеленого. Для избавления от них как правило достаточно поставить галочку в поле Remove Chromatic Aberration. Иногда требуется легкая доводка ручкой Amount для пурпурного и для зеленого цвета соответственно. Значения 2-3 в таких случаях вполне достаточно, чтобы полностью избавиться от паразитного свечения.

working_in_lightroom5_04

Последним подготовительным этапом является выбор цветовых предустановок стиля изображения. Это делается в разделе Camera Calibration. По умолчанию Lightroom устанавливает шаблон Adobe Standard. В зависимости от предпочтений и особенностей сцены этот шаблон может подходить, а может и не соответствовать желаемому. Если на вашей камере установлен стандартный стиль изображения, то для наибольшей совместимости рекомендуется выбор шаблона Camera Standard.

working_in_lightroom5_05

В приведенном примере выбран вариант Camera Standard. В результате описанных действий снимок уже стал выглядеть немного живее, но самое интересное дальше. И обратите внимание на гистограмму. Она выровнялась и ни один из цветов уже не зашкаливает.

working_in_lightroom5_08

С подготовкой закончено. Переходим к работе непосредственно с изображением. Обратим внимание на композицию и положение объектов в пространстве. В данном примере с композицией все в порядке и корректировать ничего не нужно, а вот линия горизонта слегка завалена. Чтобы ее выровнять понадобится набор инструментов Crop Overlay, скрывающийся под пиктограммой пунктирного прямоугольника, перечеркнутого двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. При его выборе инструменты становятся доступны для работы, а изображение накрывается сеткой, разделяющей снимок в соответствии с правилами третей, что очень удобно при кадрировании.

working_in_lightroom5_07

Теперь переходим к легким украшательствам. Исходя из примера, цвета на снимке очевидно бледнее, чем в реальности, преобладает некая белесость как на переднем, так и на заднем плане. Постараемся это исправить. Для этого нам понадобятся инструменты Clarity, Vibrance и Saturation. Все они находятся в разделе Basic. Инструмент Clarity отвечает за так называемую цветовую четкость. Инструмент очень полезен при пейзажной и архитектурной съемке, но противопоказан при работе с портретами, поскольку придает лицам некий демонический вид. С инструментом Saturation все понятно. Его назначение - увеличение или уменьшение насыщенности всех цветов одновременно. С Vibrance все интереснее. Он действует нелинейно и усиливает насыщенность в первую очередь блеклых и невыразительных цветов. Кроме того, в этом инструменте заложена защита телесных цветов, чтобы избежать перенасыщения оттенков кожи. Использовать все три инструмента следует с осторожностью, поскольку от чрезмерного воздействиями снимок станет совершенно неестественным, что нам совсем не нужно. Поэтому мы ограничиваемся незначительными корректировками.

working_in_lightroom5_09

Следующим крайне полезным инструментом при работе с изображениями является Tone Curve или просто "Кривые". С его помощью можно кардинально изменить освещение снимка. Усилить или уменьшить яркость отдельных диапазонов, изменить констрастность и прочее. В представленном примере солнечный снимок уже довольно контрастен и поэтому достаточно просто немного затемнить диапазон Darks, убрать тем самым изначальную белесость снимка, и усилить свечение в зоне Lights, сделав облака на небе немного ярче.

working_in_lightroom5_10

Теперь снова возвращаемся к инструментам раздела Basic. Наша задача, не возвращая белесость, исправить чрезмерное затемнение в темных областях и немного проявить небо. Для этого мы немного сдвигаем ползунок Shadows вправо, для осветления теней, а ползунок Highlights наоборот - влево, чтобы уменьшить чрезмерное свечение неба и сделать его более выразительным.

working_in_lightroom5_12

Теперь наш снимок выглядит уже вполне товарно. Но, тем не менее, небо можно проявить еще немного. Это можно сделать двумя способами. В разделе HSL/Color/B&W выбираем закладку Luminance и сдвигаем ползунок Blue влево. Тем самым мы уменьшаем свечение синего цвета и небо проявляется. Но обратите внимание, более темным становится и кусочек моря, в котором тоже преобладают голубые и синие цвета.

working_in_lightroom5_13

Поэтому этот способ хоть и имеет право на жизнь, но не очень удобен с практической точки зрения, потому что изменяет свечение цвета во всем снимке. Для локального применения подойдет второй вариант. Lightroom оснащен совершенно потрясающим инструментом - Graduated Filter (Градиентный фильтр). В предыдущих версиях присутствовал только линейный вариант фильтра, но в пятой версии появился наконец и радиальный градиентный фильтр. В нашем случае подойдет линейный вариант. Он активируется пиктограммой прямоугольника на панели сразу под гистограммой. При его выборе открывается целый список свойств фильтра, котрый как слой наложится на наш снимок.

working_in_lightroom5_14

Размещаем фильтр на фотографии. Обратите внимание, что фильтр можно повернуть под любым углом и путем растяжения отображенных границ регулировать плавность перехода градиента. Разместим фильтр параллельно уклону горы на переднем плане. В параметрах фильтра немного уменьшим Exposure и Highlights. Небо приобрело дополнительную глубину и сочность. При этом другие части снимка остались нетронутыми. В отдельных случаях может потребоваться усиление Clarity. Например, когда требуется усилить выразительность неба с тучами. После наложения фильтра не забудьте нажать на кнопку Done.

working_in_lightroom5_15

В результате описанных действий мы получаем снимок, готовый к размещению в блоге или на любом другом сайте. Конечно, на этом возможности обработки этого снимка не заканчиваются. Но об этом в других уроках.

working_in_lightroom5_16

Оставайтесь на связи!

Я на других ресурсах:

Тэги:
Все понятно, внятно, знакомо! Здорово! Хорошая программа.
Только возник вопрос - снимок и так хорош - стоило ли его улучшать??? Мне ближе к сердцу именно исходник. Небо каким-то ярковатым получилось в результате.
Хороший исходник это комплимент в сторону моей камеры. Все правильно сделала. ) Возможно для примера я выбрал не совсем правильный снимок, но цель была не обработать конкретный кадр, а показать как это делается. Надеюсь, кому-то это будет полезно.
У меня проблемка с лайтрумом, после того, как мне переустановили винду, я скачала 4-й лайтрум в сети, и он видит почему-то только jpeg-и. Посему временно пользуюсь родной Никоновской программой, но Боже, какая она глючная, очень много нервных клеток убивает. Надо все-таки решиться и переустановить лайтрум.
"Обрабатывать цифровые фотографии можно и нужно, поскольку даже самая совершенная на сегодня камера с дорогой светосильной оптикой не способна передать изображение так, как видит его человеческий глаз."
Записала. А то ни одного аргумента для любителей "натуральности" внятно сказать не могу)) Кроме как "на вкус и цвет - все фломастеры разные" )
Здравствуйте, спасибо за понятный урок как работать с программой Лайтрум, Попробовал обработать фотографию в формате РАВ в нем только не могу найти как её сохранить в фортмат джипег в нужной папке на компьютере.Подскажите пожалуйста.
Рад, что вам пригодилось. Сохранить фотографию в другом формате и с заданными параметрами можно следующим образом:
выбираете пункт меню File -> Export. Откроется диалоговое окно, где нужно указать все желаемые параметры: место экспорта, имя, формат, размер, разрешение и другие опции. Таким образом можно экспортировать фотографии как по отдельности, так и целыми пачками, предварительно выделив их.