Алексей Нешитов (neshitoff) wrote,
Алексей Нешитов
neshitoff

Categories:

Урок 3. Просто о фотографии. Геометрия в композиции.

В предыдущих уроках мы уже рассмотрели основные подходы к фотосъемке, поговорили о ракурсе, выборе фона и кадрировании. Мы изучили Правило третей – широко используемый принцип, помогающий нам решить, в какое место кадра поместить снимаемый объект. В этом уроке мы поговорим о геометрических составляющих снимка и о том, как их использовать для достижения гармоничной композиции. Также этот урок может быть полезен в выборе объекта съемки, поскольку в начале съемки мы далеко не всегда знаем, что будем снимать, а скорее наоборот берем камеру и устремляемся в поисках того, что можно запечатлеть.

Сами по себе геометрические элементы, как правило, не интересны и скорее носят вспомогательную функцию, играя роль хорошей основы для объекта. Геометрические объекты можно условно разделить на три группы: направляющие линии, разделители пространства и обрамление.

Направляющие линии выполняют роль путеводителя взгляда человека по снимку. Известно, что физиологически глаз человека осматривает фотографию по диагонали с левого верхнего угла в направлении правого нижнего угла. Грамотно используя направляющие линии, можно создать так называемые ловушки для взгляда и буквально заставить зрителя направить взор в ту точку кадра, где расположен главный объект.


Пример направляющих линий. Обратите внимание как перила моста уводят взгляд в сторону здания на заднем плане.

Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя.


Пример обрамления. Более темный тон обрамления фокусирует внимание на главном объекте.

Геометрические объекты могут иметь различную форму, но наиболее сильно работают простые узнаваемые формы, такие как треугольники, квадраты, круги, дуги, прямые или изогнутые линии. Но не все геометрические объекты работают одинаково. Так, например, квадраты и круги – фигуры статичные, а потому не слишком интересные. Наиболее сильными для восприятия являются треугольники, дуги и линии.

Треугольники. Все мы знаем, что треугольники делятся на равнобедренные и неравнобедренные. При построении композиции следует избегать равнобедренных треугольников. Они слишком статичны и могут привести к такой же статичной и скучной композиции. Исключением может стать ваше осознанное желание передать атмосферу спокойствия в кадре. Неравнобедренный, неуравновешенный треугольник содержит в себе динамику и напряжение, что привлечет внимание зрителя.


Пример треугольника как разделителя пространства. В данном случае перевернутый треугольник создает ощущение напряжения в кадре.

Дуги. Очень удобный элемент, одинаково хорошо выполняющий роль и направляющей линии, и разделителя пространства, и обрамления.


Пример дуги. На снимке дуга играет роль одновременно разделителя пространства и обрамления.

Линии. Пожалуй, наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент. На линиях следует остановиться подробнее. Линии могут быть прямыми: горизонтальными, вертикальными, наклонными. Также линии могут быть изогнутыми.



Горизонтальные линии придают снимку статичность и равновесие. Самой важной горизонтальной линией является линия горизонта, особенно на снимках с морскими пейзажами. С ней нужно быть очень аккуратными и постараться не допустить «завала» горизонта, если, конечно, вы сознательно используете завал в качестве художественного приема. Схожую роль в композиции играют вертикальные линии, например фонарные столбы или углы зданий.



Наличие наклонных линий или «диагоналей» в кадре вносит в композицию элемент динамики. Кроме того, с помощью диагоналей можно придать снимку объем, перспективу и даже настроение. Диагональ, проведенная от левого нижнего угла в правый верхний угол придаст кадру положительную динамику, а вот диагональ, направленная из левого верхнего угла в правый нижний внесет нотки грусти и ностальгии. Конечно, в зависимости от сюжета и зрителя, этот прием далеко всегда вызывает в сознании одинаковый отклик. Важно то, что ощущение динамики и пространства с использованием диагоналей весьма существенны.



Изогнутые линии с мягкими изгибами воспринимаются нами как наиболее красивые элементы композиции. Принято считать, что такого восприятия в основе лежит ассоциация с изгибами человеческого тела. Идеальной изогнутой линией считается S-линия или как ее еще называют «линия красоты». S-линия имеет неоспоримое преимущество перед всеми другими геометрическими элементами, является залогом красивой картины и, в отличие от других линий, может выступать как главный элемент композиции.

S-line
Пример "линии красоты" в пейзаже. Фотограф Станислав Савин (sav_in).

Если вам удалось разглядеть такую линию, смело приступайте к съемке. Возможно, вы на пороге создания шедевра!

Tags: Уроки
Subscribe
promo neshitoff june 6, 2015 11:32 56
Buy for 100 tokens
С этой фотографией у меня связана просто масса впечатлений и запомнится она мне надолго, это точно! Дело было пятничным вечером. Возвращаясь с работы на дачу я поехал не как обычно, а другой дорогой, и случайно наткнулся на залитое цветами поле. Камеры с собой не было, поэтому я просто поставил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments