Поездка в Кронштадт

Прожив всю жизнь в Санкт-Петербурге, я к своему стыду, должен признать что практически ничего, за исключением общей информации, не знаю о Крондштадте. Пришло время восполнить этот пробел, а заодно поделиться с кем-то, кто никогда не был в этом удивительном городе. В Кронштадт мы отправились на машине. Теперь, когда окружная дорога вокруг Санкт-Петербурга замкнута в кольцо, добираться до острова Котлин не только очень удобно, но и приятно. 

Кронштадт

Первый раз в этом суровом и одновременно романтичном городе я побывал еще в школе. Нас возили на экскурсию всем классом. Дамбы тогда не существовало, финский залив был чище, деревья выше, а на остров Котлин, на котором и расположен город Кронштадт, можно было добраться только по воде. Помню как нас долго водили по улицам закрытого тогда для въезда Кронштадта, монотонно рассказывали историю этого города, но мы, как и все дети в нашем тогдашнем возрасте, больше радовались самой поездке и что из-за нее отменили уроки, а не самой цели экскурсии. Из тех впечатлений сохранились лишь несколько образов. Морской Никольский собор, моряки, усталость и, конечно, самый настоящий шторм, разыгравшийся на море как раз с нашему отплытию. Метеор, на котором нас доставили в Кронштадт, вынужден был остаться у причала пережидать непогоду, а нас погрузили на здоровенный паром. Места внутри не было и пришлось довольствоваться открытой всем ветрам палубе. Шквалистый ветер, качка и брызги волн. Волны были настолько высокими, что когда они разбивались о борт судна, нас, находящихся на второй палубе, всякий раз окатывало практически с ног до головы! Пожалуй, это приключение и было самым ярким впечатлением о Кронштадте.

Кронштадт невзрачно встречает гигантским контейнерным складом и высотными новостройками. Тот самый Кронштадт, куда мы ехали, таился поодаль. Обидно, но мы не догадались подготовиться к поездке. У нас не было четкого плана, куда ехать и что смотреть, так что ехали куда глаза глядят из-за чего не увидели и половины того, что должны были увидеть. 

1. Исследовать Кронштадт мы начали от дальнего по отношению ко въезду края, где расположен городской пляж. На сам пляж мы не поехали, собственно в октябре там и делать-то нечего. Поэтому первой нашей остановкой был Музей истории Кронштадта, расположенный в Башне городского водопровода. Фонтан Водовоз - первое, что мы увидели. К сожалению, воды у водовоза не оказалось, но все равно фигурка бородатого мужичка приятно порадовала. Первый водопровод был открыт в Кронштадте в 1804 году для обслуживания морских казарм и госпиталя. Вода в каждый дом пришла только к середине 20 века и водовозы играли ключевую роль в системе водоснабжения города. Так что, памятник представителю этой профессии не случайно установлен около водонапорной башни Кронштадта.

20121006-kronstadt-061

2. Здание водоподъемной машины было построено в 1827-29 годах. Первоначально это было двухэтажное здание куполной формы, в котором разместили две паровых машины мощностью по 8 лошадинных сил каждая, которые забирали воду прямо из Финского залива и закачивали ее в резервуар на верхнем этаже. Во второй половине 19 века здание перестроили и оно получило современный вид.

20121006-kronstadt-003

3. Там же неподалеку на небольшой площадке под открытым небом разместилась экспозиция Музея современной городской скульптуры. Деревянный пегас восторгает и ужасает одновременно. Вообщем судите сами, нравится вам такое искусство или нет.

20121006-kronstadt-001

4.
20121006-kronstadt-002

5. За углом у Петербургских ворот приютилась Богоявленская часовня "Спас-на-Водах", построенная к 200-летию Кронштадта взамен деревянной по проекту архитектора Морского собора. Закладка строительства часовни состоялась 28 сентября 1803 года в присутствии главного командира Кронштадского порта вице-адмирала Макарова. В советское время, как водится, часовня простояла в полуразрушенном состоянии и была восстановленна лишь к 300-летию Кронштадта.

20121006-kronstadt-004

6. От порога часовни открывается вид на дорогу к причалу и городскому пляжу. С появлением сухопутной дороги морское сообщение стало менее востребованным и дорога, в дополнение с неактуальностью пляжа в середине осени, выглядит пустынно.

20121006-kronstadt-005

7. Забавные кошки-попрошайки только усиливают атмосферу запустения, щарящую в этой части города.

20121006-kronstadt-006

8. Через дорогу от Башни водоканала расположена территория Военно-морского госпиталя, но меня привлекла не архитектура строений, а голуби! Их было сотни! Пернатые занимали все карнизы и выступы здания, заборные столбы и ветви всех близрастущих деревьев. Видимо и городским голубям присущи отголоски инстинктов перелетных птиц, заставляющий их по осени собираться в стаи.

20121006-kronstadt-007

9. Следующим пунктом нашей импровизированной экскурсии стал знаменитый Пеньковый мост, перекинувшийся через Обводный канал. Впрочем, сам мост по себе самый обычный металлический мост. Примечательно его покрытие, отличающее его от своих собратьев. Оно выполнено из чугунных шашек. Идея такой формы мощения проезжей части принадлежит американскому инженеру Кнаппу, по чертежам которого были вымощены улицы Нью-Йорка и Бостона. Несколько экземпляров чугунных шашек были привезены в Кронштадт управляющим Кронштадским Пароходным заводом В.П. Лебедевым, где в литейной мастерской и были отлиты точно такие же. 

20121006-kronstadt-008

10. Опытную мостовую решено было соорудить на Пеньковом мосту, движение по которому в то время было довольно интенсивным. В собранном виде мостовая выглядела очень красиво и люди называли ее "кружевной". Помимо красоты чугунная мостовая оказалось еще и очень практичной и прослужила без единого ремонта 80 лет! В начале Великой отечественной войны из-за нехватки сырья на изготовление мин мостовые демонтировали. Сохранились лишь несколько участков "кружевного" мощения на Якорной площади, вдоль ограды Петровского адмиралтейства и на Пеньковом мосту. Однако во время реконструкции Якорной площади подлинные шашки заменили на копии, так что первоначальная чугунная мостовая сохранилась лишь здесь на Пеньковом мосту.

20121006-kronstadt-009

11. Кстати, свое название Пеньковый мост получил из-за непосредственной близости канатного завода с пеньковым сараем. Канатный завод со смольней и пеньковым сараем были первыми зданиями построенными в Адмиралтействе в 1784-1786 годах.

20121006-kronstadt-010

12. В Кронштадте тоже есть свой Летний Сад с не менее красивой чугунной оградой. Вернее ее остатками. Ограда местами довольно сильно повреждена, что в принципе ей даже к лицу. Создется некий особый винтажный образ. 

20121006-kronstadt-016

13. 
20121006-kronstadt-011

14. 
20121006-kronstadt-012

15.
20121006-kronstadt-013

16. Если войти в Детний сад через красивейшие, украшенные некогда фигурными фонарями, а ныне их останками, главные ворота, взору открывается живописная главная аллея. Это все что осталось от самой первой кронштадской улицы, которая носила название Першпективной. Здесь и жил Петр Первый, который часто приезжал в Кронштадт и подолгу в нем оставался. На этой улице был домик Петра Первого. Домик долго хранили, в конце концов он окончательно пришел в негодность. Парк так же находится в ужасном запустении. Правда администрация Кронштадта намерена возродить и сам парк, и домик Петра.

20121006-kronstadt-018

17.
20121006-kronstadt-062

18.
20121006-kronstadt-015

19.
20121006-kronstadt-024

20.
20121006-kronstadt-025

21. Совершенно неприметный в поросшем кустарником парке покоится черный обелиск в пямять Александру Домашенко. 9 сентября 1827 года линейный корабль  "Азов" двигался вблизи от берегов острова Сицилия. Начинался шторм. В 9 часов утра матрос, находящийся на рее для уборки парусов, сорвался и упал в море. 19-летний мичман Александр Домашенко выскочил на палубу и бросился в воду спасти человека. Он подхватил утопающего, но налетевший шквал далеко отбросил их от корабля. Спущенная на воду шлюпка не успела вовремя подойти. Оба моряка погибли. Команда корабля была поражена этим отважным поступком и спустя год на собранные экипажем средства был установлен памятник. Памятник был освящен в годовщину гибели матроса в присутствии всей команды корабля. И это первый памятник, установленный в Кронштадте.

20121006-kronstadt-017

22. Макаровский мост был построен в 1912 году рабочими Морского завода Кронштадта. Примечательна история его строительства. Близилось к завершению строительство Морского собора, за три месяца до первой службы священослужители храма вдруг спохватились, что Николай II возможно посетит эту службу. Но возник вопрос, как императору добраться от Петровской набережной до Якорной площади, на которой расположен храм - дорогу преграждал огромный овраг. Было принято решение спешно построить комфортную переправу. Мост возвели точно в срок. Он получился таким легким и изумительно ажурным, что царь, подойдя к нему, усомнился в его прочности. Тогда один молодой офицер, сопровождавший императора, уверенно прошагал по мосту до самого конца, лично продемонстрировав надежность конструкции. Царская семья благополучно и радостно перешла на другую сторону, а храбрый офицер получл из рук Николая II орден.

20121006-kronstadt-019

23. Честно говоря, мост и вправду был не слишком надежен. Деревянный настил быстро изнашивался. Металлические заклепки не выдерживали вибраций. Военным было запрещено ходить по мосту строем и им приходилось спускаться в овраг. В 1970 году мост модернизировали. Конструкция была усилена, покрытие заменили на асфальт. К счастью, внешний вид моста не изменился, он и сейчас радует глаз и является одной из достопримечательностью и неотьемлемой частью пешеходных прогулок Кронштадта. В день нашего приезда на мосту сидел дедушка и играл на гармони, извлекая из поношенного инструмента дорогие каждому советскому человеку мелодии. Иногда он так трогательно фальшифил и сбивался, что неудержимо захотелось бросить ему денежку, но увы кошелек остался по глупости в машине. Надо бы взять за правило всегда носить в кармане какую-нибудь мелочь.

20121006-kronstadt-020

24. Перейдя по Макаровскому мосту, как когда-то это сделал Николай II, попадаешь на Якорную площадь, раскинувшуюся у подножия Морского собора. Собор представет практически в первозданном великолепии. Реставраторы постарались на славу. К сожалению, храм все еще обвешан строительными лесами. Восстановительные работы будут закончены в 2013 году к 100-летнему юбилею Морского собора. Но уже сейчас можно полюбоваться великолепием главного купола, ослепительно сияющего на солнце. Морской собор является самой высокой достопримечательностью Кронштадта. Высота его купола достигает 70 метров и его хорошо видно с любого берега Финского залива. Собор был построен подобно храму св. Софии в Константинополе и вмещал до 5000 прихожан. Однако, службы в нем проходили не долго. В 1927 году из храма сделали кинотеатр имени Максима Горького, от чего здание прозвали "Максимкой". В 1956 году из него сделали клуб и концертный зал, а в 1974 году здание перепрофилировали в филиал Центрального военно-морского музея. Сечас Морской собор переживает свое перерождение и возможно ему вернут его настоящее предназначение.

20121006-kronstadt-021

25. Ограда Морского собора. 

20121006-kronstadt-023

26. Кронштадский футшток. Этой изящной башенке отведена очень важная роль - контроль за уровнем моря. Первый такой павильон с мареографом был установлен в Кронштадте в 1898 году. Но тогда это была простая деревянная будка, позже замененная на каменную постройку с колодцем. Внутри колодца размещен самописец, непрерывно регистрирующий малейшие колебания уровня воды. Кронштадтский футшток или "пуп земли" является абсолютным нулем, от которого идут все измерения высоты и глубины на территории всего бывшего Советсткого Союза.

20121006-kronstadt-026

27. Там же, нескольких метрах от футштока можно заметить самый необыкновенный памятник - Памятник рыбке колюшке. Этот необычный памятник закреплен на стене Обводного канала и посвящен самому тяжелому периоду в жизни города - Ленинградской блокаде. В те годы вся крупная рыба у берегов острова Котлина была выловлена, оставалась лишь мелкая колючая рыбка колюшка, которой в мирное время не кормили даже животных. В блокаду колюшка стала настоящим спасением для жителей Кронштадта. Ее приходилось ловить сачками, потому что рыбка была настолько мелкая, что свободно проходила через сети. Памятник установлен в память маленькой рыбке, спасшей тысячи жизней. На противоположном берегу на ограде установлена черная табличка со стихами поэтессы М.Аминовой "Обстрелы смолкли и бомбежки. Но до сих пор звучит хвала - блокадной маленькой рыбешке, что людям выжить помогла". 

20121006-kronstadt-051

28. А мы шли дальше. На очереди был Итальянский дворец. Здание не слишком примечательно по нашим Питерским меркам. В Санкт-Петербурге домов, подобных этому множество. История здания тоже довольно традиционная - облик менялся, функциональное назначение тоже. Будучи одним из первых строений Кронштадта, проектировалось оно изначально как дворец Меньшикова, но концепция в ходе строительства поменялась - здание забрали под императорский дворец в ведомство Адмиралтейства. Но адмиралтейские чины занимать здание особо не хотели, ибо берегли под расположение императора на случай приезда в Кронштадт. Название Итальянский появилось позднее и прикрепилось, по всей видимости, благодаря стилю постройки. За историю существования дворца его профиль постоянно менялся. В конце 18 века здесь был размещен Морской кадетский корпус, затем Штурманское училище. После революции дворец был переименован в Кронштадский дом офицеров. В настоящее время в задании расположен Штаб ЛенВМБ. Перед дворцом установлен памятник П.К. Пахтусову, выпускнику Штурманского училища, исследователю Малой земли.

20121006-kronstadt-028

29. Перед южным фасадом Итальянского дворца расположился Итальянский пруд, который сооружался одновременно с дворцом. Раньше пруд использовался как зимняя стоянка для судов. Сегодня же в нем установлены фонтаны, которыми можно полюбоваться летом. Нам же не повезло - октябрь уже не сезон для фонтанов. На берегу пруда обращенные в сторону залива установлены настоящие боевые пушки образцов XVII-XIX веков.  

20121006-kronstadt-027

30.
20121006-kronstadt-029

31. Обогнув Итальянский пруд, мы  в буквальном смысле уверенным шагом направились к морю. Ведь Финский залив и есть наше самое настоящее холодное море. Мы шагали по набережной канала Петровского дока в сторону стоянок военных кораблей. Кронштадт не зря долгое время был закрытым военным городом. Жаль, что не было с собой пейзажного объектива.

20121006-kronstadt-030

32.
20121006-kronstadt-033

33. Здесь на берегу было заметно свежее. Набережная, открытая всем ветрам, манила нас в сторону возвышающегося в самом начале док-канала маяку. Не обращая внимания, торгующих всяческими сувенирами и безделушками продавцом мы уверенно шагали к устремленному в небо строению. Створный маяк - таково его название. Это старейший маяк в Кронштадте. Кстати, маяк имеет небольшой наклон, который я решил не исправлять. Так на мой взгляд притягательнее.

20121006-kronstadt-032

34. 
20121006-kronstadt-036

35.
20121006-kronstadt-037

36. Построенная Петром I, Купеческая гавань по прежнему не потеряла своей актуальности. Причалы ее функционируют и используются для швартовки как пассажирских, так и военных судов.

20121006-kronstadt-038

37. Вид на остатки каких-то береговых сооружений.

20121006-kronstadt-034

38. Голландская кухня. В здании готовили пищу для экипажей кораблей, поскольку разводить огонь на деревянных судах категорически запрещалось. Живописная бытовка 21 века является финальным мазком композиции.

20121006-kronstadt-031

39. На самой же набережной был обнаружен вот такой люк. Что изображено на его крышке для меня так и осталось загадкой.

20121006-kronstadt-040

40. А тем временем на небесах развернулась настоящая битва солнца и туч. Тяжелые, словно налитые свинцом, тучи как-то неожиданно затянули небо над Кронштадтом. Но силенок захватить все пространство над головой у них не хватило. То тут, то там покров ватного одеяла прорывался и сквозь прорехи на землю проливались золотые лучи уже клонящегося к закату солнца. Невероятное зрелище! Стало еще прохладнее, появилось предчуствие дождя. Мы поспешили в Петровский парк, а затем и на прилегающую к нему набережную.

20121006-kronstadt-043

41. Дыра в небе над Купеческой гаванью.

20121006-kronstadt-044

42. 
20121006-kronstadt-045

43. Петровский парк произвел крайне приятное впечатление. Ухоженный, не в пример Летнему саду, теннистый, прямолинейный и строгий как сам город. Жаль, что не получилось погулять по нему подольше. Возможность попасть под осенний ливень право совсем не радовала. Если встать на причале и обернуться лицом к парку, то видна очень красивая перспектива, завершающаяся массивным памятником Петру I, установленного у главного входа в парк. 

20121006-kronstadt-046

44. Памятник основателю Кронштадта Петру Великому был установлен в 1841 году на тогда еще пустынной насыпи около здания Арсенала, которая служила плацом для строевых учений. Петровский парк сформировался несколько позднее - через 20 лет после установки монумента. А еще через два десятка лет появилась и гранитная Петровская пристань.

20121006-kronstadt-047

45. Аллеи парка просто изумительно романтичны. Жаль только лавочек маловато.

20121006-kronstadt-063

46.
20121006-kronstadt-042

46.
20121006-kronstadt-059

47. 
20121006-kronstadt-064

48. Напоследок мы притормозили полюбоваться Обводным каналом и сохранившимися зданиями Кронштадского адмиралтейства. 

20121006-kronstadt-052

49. На этом наша прогулка по улицам Кронштадта завершилась. Мы держали путь обратно к дамбе, но решили все же не спешить домой, а задержаться и посетить еще одно интересное место в окрестностях Кронштадта - 1-й Северный форт. К нему можно подъехать на машине и в этом вся его беда. Мощное некогда сооружение погрязло в горах мусора, тупых надписях и идиотских граффити, то есть всем тем, чем богата наша современная культура. Мы сделали несколько снимков форта, но выкладывать их все не буду, ибо настроение, наполненное в них, идет в разрез с общим настроением от поездки. Решился разместить, только некоторые из них, наиболее позитивные.

20121006-kronstadt-055

50.
20121006-kronstadt-054

51. Бросив прощальный взгляд на воды Финского залива, освященного заходящим солнцем, мы теперь уже окончательно направились к дому в теплую квартирку в Санкт-Петербурге, где нас ждал восхитительный ужин. Еще бы, после такой длительной прогулки на свежем воздухе любая еда покажется изумительной!

20121006-kronstadt-053

52.
20121006-kronstadt-056

53. 
20121006-kronstadt-057

54.
20121006-kronstadt-058

И если у вас среди современной Питерской суеты вдруг выдастся свободный денек, поезжайте в Кронштадт - пустынный город, в котором совершенно нечем заняться, и потому такой привлекательный. 
Отличный пост, спасибо! Два раза была в Кронштадте, и вроде бы избегали его вдоль и поперек, а все равно столько нового )) Кстати, летом Морской собор уже был открыт, внутри просто необыкновенная красота.
остатки береговых сооружений это, если не ошибаюсь, часть батареи Меншикова.
А на люке изображены молнии, символизирующие связь :) странно, что вы в Петербурге таких люков не видели.
:) а так хороший пост. В Кронштадте ещё много чего можно найти и посмотреть.
Спасибо! И спасибо что просветили. Такие люки, если честно, ни разу на глаза в Питере не попадались. Конечно же Кронштадт не закончился моим постом о нем. Уверен что интересных мест, оставшихся за кадром хватит еще не на одну поездку. :)
за 12 лет житья-бытья в Петербурге только один раз побывали в Кронштадте, 8 лет назад. А теперь то времени нет, то погода "не та", то дела на все выходные. Спасибо, немного освежили впечатления!
PS. знакомлюсь понемногу с вашим жж, интересно! 51я и 54я - !!!
Опять почувствовала, как мне не хватает в Израиле красок осени и вообще явной смены времен года в природе.
Очень понравились фотографии, почему-то не раскрылась фото 45.
Спасибо! Никогда не жил долго в другом климате, поэтому мне пока не знакомо такое чувство. Наверное, спустя какое-то время тоже бы заскучал. Золотая осень это прекрасно! У меня все открывается. Видимо глючит ЖЖ. Для него это нормально)