Сортавальский дробильно-сортировочный завод

Наверняка вам уже доводилось видеть гигантские панорамы угольных карьеров или карьеров по добыче железной руды. Точно так же добывают и обыкновенный гранитный щебень, который мы с вами видим каждый день. Он повсюду. Щебень у нас под ногами в составе асфальта, он скрыт в составе бетонных стен, из которых состоят наши дома, им отсыпают железнодорожные пути и пешеходные дорожки. Сложно представить современное строительство без применения этого материала, поторебность в котором из года в год только увеличивается. Так как же выглядит карьер по добыче гранита для производства щебня?

IMG_5769

Сортавальский дробильно-сортировочный завод (ДСЗ) был построен в далеком 1975 году, для обеспечения нужд советских строек незаменимым гранитным щебнем. Предприятие занимает площать почти в 100 гектар и обладает многомиллионными запасами гранитной породы. За годы работы некогда живописная скала, с которой начались разработки, превратилась в полномасштабный карьер внушительного размера, где добывают до одного миллиона тонн гранитной породы. На этом месторождении добывают породу гнейсо-гранитов.

IMG_5791

На ее фоне карьерная техника, которая здесь работает, выглядит совсем игрушечной, хотя на самом деле это огромные самосвалы Белаз и еще более огромные экскаваторы.

IMG_5738

Породу здесь добывают методом взрывов, в результате которых практически монолитная гранитная скала измельчается до фракций, которые уже можно загребать ковшом экскаватора, грузить в самосвал и отвозить для дробления на более мелкие фракции. Те же каменные блоки, которые даже после мощного взрыва, остались слишком крупными, доламывает другой экскаватор с гидромолотом.

IMG_5749

При кажущейся простоте, процесс добычи гранитной породы очень трудоемок, ресурсозатратен и влечет очень быстрый износ техники, начиная с ковшей экскаваторов и заканчивая узлами и агрегатами машин. Но, не смотря на это, здесь работают и вполне неплохо себя чувствуют машины, которые со всей уверенностью можно назвать заслуженными ветеранами труда. Белазы, пожалуй, ровестники самого карьера.

IMG_5733

Но они еще работают. И летают по укатанным дорогам карьера так, что пыль стоит столбом, а при их приближении теряешься в смешанных чувствах восхищения от прикосновения к легендарной истории советских побед и желания поскорее убраться с пути движения этого монстра, чтобы тебя ненароком не задавили. Побеждает второе. А водила, с презреньем глянув в сторону непрошенных гостей, лихо пролетает мимо, оставив за собой шлейф черной копоти.

IMG_5734

Световой день осенью становится все короче и работа идет бойко, чтобы выполнить дневной план. И не успевает пролететь один Белаз, как следом идет уже следующий. Надо сказать, что и экскаваторы в этом карьере под стать Белазам. Такие же крепкие старички из прошлого. Возможно даже родом из времен Брежнева.

IMG_5774

В связке с безотказыми, хотя и бесконечно древними Белазами, экскаваторы отлично справляются. Производительность завода по-прежнему близка к плановой - 1 миллиону тонн щебня в год. В отдельные периоды объемы производства достигают 1,2 млн тонн в год, что является очень неплохим показателем.

IMG_5765

Секрет в том, что таких экскаваторов несколько. Пока один работает, другой может позволить себе сломаться и отдохнуть.

IMG_5788

Пока бригада стальных динозавров работает, молодому спортивному молотобою заняться особо и нечем. И он со скуки занимается гимнастикой. Со стороны это выглядит очень эффектно.

IMG_5784

Карьер по добыче такой огромный, что от места разработки до места производства щебня расстояние уже больше километра и вот как раз в этом основной проигрыш групных стационарных производств перед менее мощными, но мобильными установками, которые могут разворачиваться и работать буквально в нескольких метрах от забоя. В Сортавальском ДСЗ такой возможности нет. Здесь все монументально. И порода подвозится вот к таким установкам.

IMG_5727

О процессе дробления я расскажу как-нибудь позже. В этот раз установки работали, окутывая все вокруг клубами гранитной пыли, так что близко без вреда для глаз и фототехники было просто не подойти. Так что, оставайтесь на связи!

Я на других ресурсах: